Икебана является неотъемлемой частью духовной жизни японского народа, одной из наиболее красивых национальных традиций.

Икебану дарят родным или друзьям как знак добрых пожеланий. Гостя приглашают полюбоваться икебаной, созданной для того, чтобы почтить его или выразить радость по поводу его прибытия. Икебану готовят, чтобы отметить особые совместные празднества или просто использовать ее как объект для дружеской беседы.

Прикоснуться собственными руками к неповторимому и прекрасному искусству Японии смогли жители г. Оренбурга в рамках очередных Дней Японии, организованных Оренбургским госуниверситетом при поддержке Посольства Японии в России, правительства Оренбургской области и Японского центра в Нижнем Новгороде.

Президент московского филиала Института Икэбана Икэнобо в России и странах СНГ профессор «СО-КАТОКУ» Ямада Мидори и ее ассистент профессор Галина Давиденко поделились секретами создания цветочных композиций.

 

Триединство – Небо, Человек, Земля

В основе японской аранжировки цветов лежат три линии, символизирующие Небо, Человека и Землю. Размер композиции целиком зависит от диаметра и глубины вазы. Стебли закрепляются в кэндзане (что в переводе с японского означает «тысяча мечей») – тяжелой металлической подставке с игольчатыми стержнями.

Главная линия – это стебель Син (Небо). Наклон ветки можно ставить произвольно. Очень часто японские мастера поворачивают ветку, определяя, в каком ракурсе она будет смотреться наиболее красиво. Вторая ветка – это ветка Соэ (Человек). Ее высота – три четверти Син. Третий элемент композиции – ветка Тай (Земля), самая короткая. Ее помещают спереди или немного сдвигают в сторону, противоположную той, в которую наклоняют два первых стебля.

Гармония трех основных элементов – основа композиции. Макушки веток визуально образуют треугольник в пространстве. Японцы говорят, что композиция создается не ветками, а тем пространством, которое они составляют. В дополнение к веткам используются цветы.

— Ямада-сенсей, создавая первую композицию, выбрала хризантему. Осенний вариант. Хризантема во многих странах считается символом Японии. Подчеркнуть осенний характер композиции можно также с помощью красного оттенка листьев. В данном случае ветки зеленые, — комментирует Галина. — Сенсей решила показать вам, что в Оренбурге имеется материал, из которого можно создавать особые композиции. Необходимо также обратить внимание на то, что в композиции используется не очень много цветов. В осенних работах часто встречается бело-желтое сочетание. Первый вариант готов — композиция в стиле морибана.

Японские профессоры обычно не делают различия между стилями морибана и нагэирэ, потому что законы и пропорции при построении этих композиций одинаковы. Единственная тонкость в том, что морибана — это широкая ваза, а нагэирэ — высокая узкая ваза. Отличие также в том, что, создавая композицию в стиле нагэирэ, можно опирать ветки на края, в морибане мы не имеем права опирать ветки на края вазы. Это наиболее динамичная, мощная композиция. Студенты Института Икэбана Икэнобо начинают делать ее на 4-5 курсе. Необходимо пройти несколько этапов обучения, чтобы поставить данную композицию.

— Обратите внимание: сенсей очень тщательно обрабатывает материал, -продолжает Галина. — Чтобы подчеркнуть красоту линий, необходимо частично убрать листья, чтобы был виден изгиб ветки. Мы используем ветки только три сезона — осенью, когда наиболее красивая листва, зимой, когда ветки голые и хорошо просматривается их графика, и ранней весной, когда на ветках имеются красивые светло-зеленые почки. Летом, когда на ветках имеется большая масса листьев, мы стараемся делать композиции, используя только цветы и травы. Здесь те же законы, только вместо веток используются травы.

 

История возникновения икэбаны

На сегодняшний день в Японии насчитывается более 3000 школ японской аранжировки цветов. Самой древней, важной и значимой из них является школа Икэнобо, профессором «СО-КАТОКУ» (высшая ступень) которой является госпожа Ямада Мидори. В школе Икэбана Икэнобо очень длительное обучение. Чтобы получить звание профессора, нужно заниматься не менее 15-20 лет. Практически всю жизнь. Поэтому школа Икэбана Икэнобо очень высоко ценится.

Икебана пришла в Японию через Корею и Китай с буддизмом. Первыми аранжировщиками были монахи. Первоначальной истинной религией японцев является религия синто, поклонение природе. Это очень близко и понятно нам, если вспомнить древнее язычество. Буддизм в Японию пришел достаточно мягко, не было противоречий, поэтому идеи буддизма очень хорошо вписывались в культ синто.

Первоначально цветочные композиции ставились на алтарь Будде. Первым человеком, который из Китая привез это искусство постановки алтарных букетов, был монах Оно Но Имоко. Чтобы оценить значимость этого человека, нужно привести такой пример. Путешествие в Китай в то время было очень сложным, из 50 паломников, которые уезжали в Китай, доезжала только половина, так как многие погибали во время болезней и штормов. Обучившись искусству, многие оставались в Китае и только одна треть, или даже меньше того, возвращались в Японию. На родине эти люди пользовались огромной популярностью, почетом и уважением. Это были люди, которые безбедно жили во дворцах, обучая знать и придворных дам наукам и хитростям, с которыми они познакомились в Китае.

Монах Оно Но Имоко, вернувшись из Китая, поселился в хижине около храма Роккакудо, который сейчас очень известен и почитаем в Японии. Монах взял себе имя Икэнобо, что значит «хижина у пруда», и принял обет. Согласно данному обету он и все его последующие поколения должны были служить обучению и искусству икэбаны. Обет, который был дан в 6 веке, сохраняется и по сей день. До сих пор московский филиал школы Икэбана Икэнобо возглавляет 45-й потомок монаха.

Икебана связана также с именем человека, который при жизни стал легендой — принц Сетоку тай. Он никогда не был императором, но очень многое сделал для восстановления буддизма как государственной религии и для развития икебаны.

В Японии существует красивая легенда о возникновении храма Роккакудо, где впоследствии поселился монах, ставящий прекрасные аранжировки. Принц по поручению императора поехал подыскивать место для строительства храма. Проезжая окрестности, увидел прекрасный пруд, решил искупаться. Здесь есть несколько версий этой легенды. По одной из версий он повесил на дерево амулет, а по другой — сбросил одежды, то есть повесил на ветки ивы одежду. После того, как он искупался, решил забрать оставленные вещи, но плакучая ива подняла ветки и не дала одеться, либо амулет врос в кору, и принц не смог его надеть. Решив, что это знак свыше, принц решил, что именно на этом месте должен быть построен храм Роккакудо.

В Японии до сих пор существует этот храм, возле которого расположен маленький прудик, и , конечно, сейчас это уже не та ива, но у входа в храм также растет огромная ива, и студенты Института Икэбана Икэнобо перед сдачей экзаменов вешают на веточки бумажечки с пожеланиями.

Искусство икебаны нужно изучать постепенно. Можно остановиться на любой ступени. Филиал Института Икэбана Икэнобо находится в Москве. Существуют также группы в Ленинграде, Киеве, Кишиневе, Кирове, Нижнем Новгороде. Ежегодно для слушателей школ организуются семинары с участием профессоров из Киото. По окончании занятий сенсей делает заключение, насколько вырос уровень студентов. За время существования школы с искусством икебаны познакомились 800-1000 человек. Около 10 дошли до уровня профессиональных преподавателей.

Начиная изучать икебану, человек рано или поздно приходит к изучению различных видов японского искусства – живопись, японские сады, каллиграфия, чайная церемония. Ясно одно, что изучать японское искусство невозможно без знания особенностей культуры, национальных традиций, всевозможных легенд, сказаний. Одним словом, знакомство с японской культурой — процесс непрерывный, увлекательный и интересный.