СУМИЭ — вид монохромной живописи в которой используется чёрная тушь и широкая гамма серых тонов, возникающих при смешении туши с водой.

В переводе с японского «сумиэ» обозначает — рисование тушью (суми-тушь, э — рисунок).
Традиция сумиэ, история которой насчитывает более тысячи лет, берёт своё начало в императорских  дворцах Китая VII в. Сумиэ появляется в период Тан (618-907г.) и достигает вершины своего развития в периоды Сун (960-1271г.) и Юань (1271-1368г.) В это же время сумиэ начинает оказывать влияние на сложение живописных традиций в Корее и Японии. Считается, что монохромная живопись окончательно прижилась в японской культуре к концу периода Камакура, т.е. к началу  XIV в. В течение предыдущих  веков, с периода Хэйан ( IX-XII в.) до периода Камакура (XII-XIV в.), странствующие буддийские монахи способствовали распространению в Японии многих элементов китайской культуры, в том числе живописных  стилей, появившихся в периоды Сун и Юань. Японские монахи считали, что чёрно-белое изображение приучает к дисциплине и способствует развитию концентрации и внимания, поэтому они использовали сумиэ в качестве дзэн-упражнений. Собственно поэтому сумиэ считается чем-то сродни медитативным техникам. Искусство, которое возвращает покой, позволяет раскрыть творческие способности и дарит возможность любования красотой!
Начало периода Камакура (XII в.) знаменовалось расцветом новых буддийских сект, особенно дзэн, было построено множество буддийских храмов. К концу периода Камакура влияние культуры дзэн стало преобладающим по всей Японии, а духовные приоритеты дзэнских монастырей распространились по всем монашеским общинам. В период Муромати (XIV-XVI в.) многие монахи, изучавшие китайскую монохромную живопись, начали создавать оригинальные работы, которые с самого своего появления стали называться «сумиэ».
Сумиэ — не просто живописный стиль, художественная выразительность которого базируется исключительно на использовании чёрной туши. Это один из видов искусства, возникших в японском климате, в рамках эстетических предпочтений японцев, воспринявших китайские традиции. По мере развития техники и расширения сюжетного круга, сумиэ стало больше, чем  просто увлечением или обучающей практикой для монахов, и вскоре появились монахи, профессионально занимающиеся живописью. Знаменитый японский художник Сэссю ( 1420-1506 г.), достигший совершенства в сумиэ и установивший определённый уровень для следующих поколений японских художников, был дзэнским монахом в монастыре Сёкокудзи в Киото. В его пейзажных работах осени и зимы видна блестящая абстрактная интерпретация природы. Он изучил различные стили китайской монохромной живописи и создал собственные приёмы художественной выразительности. Хотя японские художники учились на примере китайского искусства, но в течение столетий они выработали свой собственный стиль, который базируется на знании нескольких простых технических приёмов. Задача сумиэ заключается в том, чтобы уловить сущность предмета, перенести его на бумагу, оставив в стороне все ненужные детали. Простыми движениями кисти и живописным стилем художник сумиэ выявляет дух природы. Он отказывается от цвета, предпочитая ему чёрную тушь со множеством оттенков, выстраивая гармонию при помощи теней и нюансов, как если бы он играл на музыкальном инструменте. В сумиэ воплощаются такие эстетические категории японского искусства, как ваби (тонкий вкус ) и саби (изысканная простота). Сочетание простого и изящного отличает работы великих мастеров этого вида искусства — Ноами, Сэссю, Хосэгава Тохаку, Таварая Сотацу, Икэно Тайга, Ёса Бусон и др.